19
  Сегодня                 вт 19 Марта
    События и праздники
    Именины
Аркадий Елена Константин Максим Федор

  Завтра               ср 20 Марта
  Информация
  Католический календарь
  Православный календарь
  Производственный 2022
  Високосные года - список
  Профессиональные дни
  Календарь Пасхи
  Календарь Радоницы
  Школьные каникулы
  Календарь садовода
  Календари для загрузки
  Загрузка 2023
  Производственный 2023

  Информация на сегодня
<<2021   Календарь праздников на 2022 год   2023>>

Государственные праздники и нерабочие (выходные) дни в 2022 году:

Религиозные праздники



Католический календарь на 2022 год

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой:
  • 1 январяПресвятой Богородицы Девы Марии. Торжество Пресвятой Богородицы. Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.
  • 5 января - Сочельник — канун (навечерие) праздника Богоявления. Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.
  • 6 январяБогоявление (День Трех царей). Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany) В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.
  • 19 мартаДень святого Иосифа, обручника Девы Марии.
  • 25 мартаБлаговещение Девы Марии.
  • 24 июняРождество Святого Иоанна Крестителя. Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия. В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни. Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.
  • 29 июняДень святых апостолов Петра и Павла. Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.
  • 15 августаУспение и Вознесение Девы Марии. Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.
  • 1 ноябряДень всех святых. Родительский день. День поминовения усопших.Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.
  • 8 декабряДень непорочного Зачатия Девы Марии. Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.
  • 25 декабряРождество Христово. Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости. После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки
Переходящие Торжества (каждый год с новой, подвижной датой):
  • 17 апреля (воскресенье)Католическая Пасха Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях». Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
  • 26 мая (четверг)Вознесение Господне (40-й день после Пасхи). После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).
  • 5 июня (воскресенье)Пятидесятница (Сошествия Святого Духа), (7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.
  • 12 июня (воскресенье)День Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице). С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).
  • 16 июня (четверг)Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице). Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.
  • 24 июня (пятница)Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице). Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.
  • 18 апреля (понедельник)Пасхальный понедельник. празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические праздники

Непереходящие Праздники с постоянной датой:
  • 2 февраляСретение Господне. В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса "светом к просвещению язычников", в праздник Сретения с 11 в. в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном. Сретение в Римско-католической церкви — праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля.
  • 4 апреляДень святого Исидора. Католический святой Исидор Севильский (Saint Isidore of Seville, ок. 560 - 4 апреля 636), епископ Севильский, получил известность не только благодаря своему благочестию, но и благодаря любви к наукам. Он является автором одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов. Святого Исидора считают одним из последних древних христианских философов, а также последним из отцов великой Латинской Церкви. Его принято считать покровителем Интернета.
  • 30 маяДень святой Жанны дАрк.
  • 31 маяПосещение Девой Марией Елизаветы. Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии— встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин». Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»
  • 11 июняДень Святого Варнавы. Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых семидесяти апостолов.
  • 13 июняДень Святого Антония. Святой Антоний Падуанский (St. Anthony of Padua) — несомненно, один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической церкви.
  • 6 августаПреображение Господне. В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа. Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия.
  • 8 сентябряРождество Пресвятой Богородицы. Праздник Рождества Божией Матери Девы Марии посвящен воспоминанию рождения Матери Иисуса Христа — Пресвятой Девы Марии.
  • 14 сентябряВоздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием.
  • 24 декабряКатолический Сочельник. Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Трапеза носит религиозный характер и очень торжественна. Перед самым началом застолья читают отрывок Евангелия от Св. Луки о Рождестве Христа и читают общую семейную молитву. Весь ритуал трапезы сочельника возглавляет отец семейства. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы). После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества. Постящиеся в сочельник отказываются от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Разговляться принято сочивом (кутьёй) — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами — в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.
  • 28 декабряДень святых невинных младенцев Вифлеемских. День воспоминания уничтожения по приказу царя Ирода всех младенцев, которые по возрасту могли быть Христом.
Переходящие Праздники (каждый год с новой, подвижной датой):
  • 2 марта (среда) - Пепельная среда, день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.
  • 10 апреля (воскресенье)Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье). Последнее воскресенье перед Пасхой.
  • 1 января (воскресенье)Святое семейство. Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. Католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические памятные дни

Непереходящие Памятные дни с постоянной датой:
  • 26 июляСвятые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии.
  • 7 октябряПресвятая Дева Мария Розария.
  • 2 ноябряДень поминовения усопших.
  • 21 ноябряВведение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.
Переходящие Памятные дни (каждый год с новой, подвижной датой):

Посты и постные дни

  • Великий пост - с 2 марта (среда) по 16 апреля (суббота)
    Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие. До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста также были три подготовительные недели, первая из которых называлась Septuagesima, последующие, соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50). Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п. Все дни, кроме воскресений — рекомендуется пост (без воздержания). Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота. Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье - первое воскресенье Великого поста. Чистый понедельник- первый понедельник Великого поста.
  • Адвент пришествие - 27 ноября (воскресенье) Адвент — время ожидания Рождества Христова. 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д. Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.
  • 4 декабря (воскресенье) - Второе воскресенье Адвента.
  • 11 декабря (воскресенье) – Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.
  • 18 декабря (воскресенье)
  • Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) – пятница.
  • Воздержание от пищи перед принятием Причастия – Евхаристический (литургический) пост.


Православный календарь на 2022 год

  • 24 апреля (воскресенье) - Светлое Христово Воскресение (Пасха) Пасха - Светлое Воскресение Христово Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Праздничные богослужения продолжаются 40 дней, вплоть до праздника Вознесение Господне (9 июня). Все это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». «На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее… День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях». Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Двунадесятые непереходящие праздники

  • 6 января Сочельник (сочевник) – Навечерие Рождества Христова (канун, Рождественский сочельник) Сочельник отмечается также и 18 января в канун праздника Богоявления. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона. Название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зёрна, размоченные соком из семян). По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды, когда пост заканчивается. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Разговляться принято сочивом (кутьёй) — зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами — в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров.
  • 7 января - Рождество Христово.На основе евангельского свидетельства Церковный праздник рождества Христова близок к зимнему солнцестоянию, и по всей Европе отмечается 25 декабря. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 января.
  • 19 января - Крещение Господне (Богоявление). Праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Произошло явление Бога (Богоявление) в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя). На праздник Богоявления или Крещения освящают воду. Иногда освящение проводится прямо на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях. Если кто-нибудь крещен в этот день - быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье - к счастливой семье», - говорили в народе.
  • 25 января - Татьянин день. День памяти великомученицы Татьяны. 12 января 1755 г., в день памяти великомученицы Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета "для общей Отечеству славы". Граф Иван Иванович Шувалов, будущий куратор университета, нарочито подал ей это прошение в день именин свой матери – Татьяны Шуваловой. Так родился знаменитый праздник московского, а затем и всего российского студенчества – Татьянин день.
  • 15 февраля - Сретение Господне. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов.
  • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
  • 19 августаПреображение Господне. Яблочный Спас: второй Спас августа - по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Однажды, гласит Евангелие, Иисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
  • 28 августаУспение Пресвятой Богородицы. Праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
  • 21 сентябряРождество Пресвятой Богородицы. Рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием. День постный: положено вкушать овощи и растительное масло.
  • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла.

Двунадесятые переходящие праздники

  • 17 апреля (воскресенье) - Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. На трапезе разрешается рыба.
  • 2 июня (четверг) - Вознесение Господне. (вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников — апостолов из 12-ти) — 40-й день после Пасхи. После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу. При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа). Праздник Троицы у восточных славян имел целый цикл праздничных дней, которые начинаются после седьмого четверга после Пасхи. Этот четверг выпадает как раз перед Троицей и называется Семиком. В этот день издавна поминали покойников, которые умерли не своей смертью. В первую очередь утопленников, самоубийц, а также детей, которые умерли некрещеными. Затем шла Родительская суббота, которую также называли «Троицкими дедами». Этот день считался одним из главных дней для поминания. Затем шел день Троицы, которую часто называли Русальной, или Зеленой. И следом Троицкая, или Зеленая неделя. На Зеленой неделе есть два особенных дня – в понедельник Духов день, и в четверг – Навская Троица или «Русалкин Велик день». Украинцы и белорусы называют эти дни Зелеными святками. Все эти дни называли Зелеными именно потому, что в эти дни культ растительности имеет особое значение. В Троицкие дни заготавливалась троицкая зелень — срубленные молодые березки, ветки березы, клена, дуба, липы, рябины, орешника и т.п., а также травы и цветы; затем из нее плели венки, носили их на голове на Троицу и в другие праздничные даты, украшали зеленью дома снаружи и внутри, затыкали во все хозяйственные постройки, ворота, колодцы; надевали венки на рога коровам, бросали ветки в огород. В Духов День часть троицкой зелени собирали, засушивали и использовали в качестве оберега от злых сил, молнии, пожара или для гаданий, лечебной магии и т. п. На заключительном этапе праздничного цикла уничтожали всю оставшуюся зелень — сжигали, бросали в глухие места и овраги, сплавляли по воде, забрасывали на деревья. Обязательное уничтожение троицкой зелени в завершение праздничного периода мотивировалось необходимостью избавиться от русалок, срок дозволенного пребывания которых на земле заканчивался. Троица, Зелёные Святки - цикл связанных между собой праздничных дней: Семик Троицкая вселенская Родительская суббота Троица (Пятидесятница) – Троицкое воскресенье Духов день Навская Троица
  • 11 июня (суббота)Троицкая суббота или «Троицкие деды», «Задушная». Троицкая вселенская Родительская суббота. День поминовения усопших. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных).
  • 12 июня (воскресенье) - День Святой Троицы. Пятидесятница. «Русальная», или «Зеленая» - сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи. Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле. Святая Троица является одним из самых красивых православных праздников. В этот день принято украшать дом ветками березы, липы или клена, а также полевыми цветами. Отсюда и второе название этого Святого праздника – Зеленое воскресенье. Вслед за троицким воскресеньем начиналась Троицкая неделя (или «русальная», «проводная»).

Великие праздники

  • 14 января - Обрезание Господне.Новый Год по старому стилю. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).
  • 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи. На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово — к зимнему). Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться» — лат. Illum oportet crescere, me autem minui). Русская православная церковь отмечает праздник по старому стилю 7 июля.
  • 8 июля - День Петра и Февронии День семьи, любви и верности (день супружеской любви и семейного счастья) - народно-православный праздник, который часто противопоставляют католическому Дню святого Валентина (14 февраля - в России отмечается в основном среди молодежи). Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония вылечила Петра, и он женился на ней. В преклонных летах, приняв монашеский постриг, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. День покровительствовал семье и любви. Первый покос. В этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви. В старину с этого и до Михайлова дня (21 ноября) игрались свадьбы.
  • 12 июля - Святых апостолов Петра и Павла. Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. По Преданию, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня (12 июля) стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла
  • 2 августаИльин день. Память пророка Илии (IX в. до Р. Х.) Среди множества имен, заполняющих христианские Месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада. Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним "в духе и силе Илии", но оставшегося трагически неузнанным (Малахия 4:5; Мф 11:14; 17:10-13). Вместе с Моисеем он также является на горе Фавор во время знаменательной сцены преображения Иисуса Христа. Наши предки с глубокой древности благоговели перед этим угодником Божиим. В полуязыческой славянской традиции Илия – могучий и грозный распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает темные адские силы, низводит на поля дождь и дает им плодородие. С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть: черти, русалки, волос — с Иванова дня (7 июля) и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк. Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.
  • 14 августаМедовый Спас (Спас на воде): первый Спас августа Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. Первый Спас в народе называют 'мокрым Спасом' в честь малого водосвятия, 'медовым Спасом', 'маковым Спасом'. Считалось, что с этого дня пчелы перестают приносить мед. С этого дня освящением меда благословляется вкушение меда первого сбора. Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас то этот 'на водах'! 14 августа было принято всем неимущим и калекам бесплатно раздавать мед, а также угощать им всех желающих. А до наступления Медового Спаса нельзя было есть свежий мед. Можно было есть только мед прошлогодний. Медовый Спас еще называют Маккавеем, названным так в честь великомучеников, которые, сложили свои буйны головы, за свою родину. Поэтому, главными символами Медового Спаса является не только пчелиный мед, но и мак, которые в обязательном порядке подлежат освящению в церкви.
  • 19 августаПреображение Господне. Яблочный Спас: второй Спас августа - по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Однажды, гласит Евангелие, Иисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». К этому времени поспевают яблоки. «На второй Спас и нищий яблочко съест» — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.
  • 28 августаУспение Пресвятой Богородицы. Праздник православной и католической церкви, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.
  • 29 августаОреховый Спас (холщовый Спас): третий Спас августа Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С «холщовым» дело обстоит немного сложнее. Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают».
  • 21 сентябряРождество Пресвятой Богородицы. Рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
  • 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы В Русской Церкви считается одним из великих праздников. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Богоматерь долго молилась за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя покрывало и распростерла над всем стоящим народом. Доколе была в храме Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там. На Руси покров день — первый по-настоящему осенний праздник. С этого дня начинались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой.

Церковные многодневные посты

  • c 28 ноября по 1 января включительно – нестрогий и cо 2 января по 6 января – строгий. По понедельникам пища без масла. По вторникам, четвергам пища с маслом. По субботам и воскресеньям разрешена рыба. По средам и пятницам сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты. Далее по 5 января 2016 года включительно: по понедельникам, средам и пятницам сухоядение (хлеб, овощи, фрукты), по вторникам и четвергам пища без масла, по субботам и воскресеньям пища с маслом. Церковный Устав (Типикон) назначает праздничными днями, когда положены две трапезы, вино и елей, следующие числа: 29 ноября, 8 декабря и 13 декабря, и 17, 18, 19, 22, 30 декабря и 2 января. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых. С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 3 января разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.
  • 5 марта (суббота) по 23 апреля (суббота) - Великий пост.
  • 20 июня (понедельник) - 11 июля - Петров пост. По средам и пятницам в Петров пост сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. По понедельникам Петрова поста по информации из одних православных источников - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером; по информации из других православных источников – вареная растительная пища без масла. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу Петрова поста — горячая пища с маслом. По вторникам и четвергам в Петров пост растительная пища с маслом и вино (при этом рыба разрешается в дни памяти великого святого или во дни храмового праздника), по другим православным источникам по вторникам и четвергам Петрова поста разрешена рыба. По субботам и воскресеньям в Петров пост разрешается растительная пища с маслом, вино и рыба. Два раза в день. По поводу вина протоиерей Димитрий Смирнов пояснил так в прямом эфире радио "Радонеж": "Вино разрешено тем, кто постится с сухоядением". По другим источникам в субботу и воскресный день разрешается рыба. Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
  • 14 - 27 августа - Успенский пост (строгий).
  • 28 ноября 2015 года - 6 января 2016 года - Рождественский пост.

Церковные однодневные посты

    среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
  • 18 января - Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления).День накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия Агиасмы — крещенской святой воды для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. В сочельник, в навечерие праздника Крещения, положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана один раз, после Божественной литургии. По Церковному Уставу в Крещенский сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вечер 18 января - знаменитый «крещенский вечерок». По народным поверьям это время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях - быть беде, считали в старину.
  • 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи. Родительский день. Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II. День постный: пост должен состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых». По православной традиции в этот день не едят круглых овощей. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных).
  • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием. День постный: положено вкушать овощи и растительное масло.

Сплошные седмицы

Дни особого поминовения усопших

  • 5 марта (суббота) по 23 апреля (суббота) Великий пост (строгий) - Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом, как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.
  • 26 февраля (суббота) - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота).
  • 19 марта (суббота) - Суббота 2-й седмицы Великого поста.
  • 26 марта (суббота) - Суббота 3-й седмицы Великого поста.
  • 2 апреля (суббота)- Суббота 4-й седмицы Великого поста.
  • 23 апреля (суббота) - Конец Великого Поста. Великая Суббота.
  • 3 мая (вторник) - Радоница. Родительский день. День поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе). Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом. В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных). Радоница (3 мая (вторник)) и Троицкая суббота (11 июня (суббота)) - главные родительские дни. В эти дни принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
  • 9 мая - Поминовение усопших воинов. День поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
  • 11 июня (суббота) - Суббота Троицкая.
  • Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.